idealist_t (idealist_t) wrote,
idealist_t
idealist_t

Categories:

32-ой проблематический бред.

Ладожская навигация 1941 года. Фантазии и действительность

Введение

Недавняя мерзкая история с опросом одного телеканала о целесообразности сдачи Ленинграда всколыхнула одну уже забытую было статью известного ревизиониста М. Солонина (вот тут она).

Речь идёт о ладожской навигации 1941 г., истории не слишком известной по сравнению с ленинградской блокадой или сталинградским сражением.

Солонин, используя пару числе о современной стальной барже проекта Р-137, рассчитал, что перевозки по Ладоге были ничтожными по сравнению с теми, какими они могли бы быть. Хватило бы одной баржи, полагает Солонин, чтобы ленинградцы не умирали бы от голода.

Это измышления подхватили очень многие (особенно активной оказалась Латынина), которым сведений о грузоподъёмности баржи Р-137 оказалось достаточно, чтобы, наконец, внести полную ясность в вопрос о блокаде Ленинграда. А вот для меня лично ясно, что Солонин и его недалёкие сторонники уподобляются тем людям, которые считают, будто можно родить ребенка за 1 месяц, если взять 9 женщин.

Если попытаться обобщить главные аргументы, которыми оперируют солонинцы, то их можно свеcти к трём.

1) Судов было достаточно для снабжения Ленинграда.
Прибытия одной баржи с хлебом в сутки хватило бы, чтобы в Ленинграде не умирали от голода.

2) Причины, которые всякие "совки" приводят в оправдание неудач водного снабжения (причалы, погода), - ерунда.
Посмотрите, как высаживались в Нормандии американцы и как они себя обеспечивали.
Можно вспомнить также поставки в Западный Берлин или операцию "Пьедестал" на Мальте.

3) Советское правительство и не собиралось снабжать город.
В противном случае оно провело бы подготовительные мероприятия, которых мы не видим. Кроме того, на Большой земле мы не видим запасов, привезённых по железной дороге - то есть судам возить-то было нечего.

Какого-то серёзного развития идей г. Солонина я в сети не нашёл. Нашёл только перепосты и перепевы. Поэтому приведённые выше тезисы исчерпывают объём понимания вопроса у гг. солониных и латыниных. Впрочем, один белогвардейский иерей предлагал ещё задействовать для перевозок рыбацкие лоханки (вот тут). Он же придумал байку, что флот стоял, так как продуктов в Ленинград не везли вообще.

Попытки возразить с помощью цитат из литературы в лучшем случае опровергаются недоумённым вопросом 2), в худшем - следует простой, как топор вердикт "это - туфта" (буквально).
В остальных случаях следует какое-нибудь особо ценное предложение по организации ладожских перевозок, до которого в 1941 г. люди почему-то не додумались. Уровень этих предложения можно оценить по комментам вот к этому посту (ссылка).

Я убеждён, что все перечисленные выше солонинские аргументы являются производными от первичной аксиомы №3, из которой исходят остальные невежественные вопли. Именно в этой аксиоме заложена та причина, по которой невозможно переубеждение солониных. Поэтому я даже не ставлю такой задачи.

Данная работа, однако, не посвящена опровержению солонинских аргументов. Вопрос, который я ставлю здесь, иной: насколько полноценно были задействованы имеющиеся на Ладоге возможности.

Для ответа на этот вопрос существуют объективные показатели, измерив которые, можно судить о качестве ладожских перевозок. Но прежде, чем перейти к ответу, я всё же сделаю несколько замечаний и о солонинских аргументах.

Во-первых, Солонин не знает, достаточно ли было судов для обеспечения Ленинграда. И, строго говоря, никто не знает.
Эта сразу следует из того, что никто не знает, сколько судов было доступно для перевозок. Список судов на Ладоге есть (я привожу его во второй части), но он не полон.

А вот разговоры о том, сколько вообще могло бы быть судов, я предлагаю сразу же заткнуть, как идиотские. Вчера я мог бы слетать на космическую станцию. Физически это было бы реально. Однако, человек, говорящий подобное, воспринимается обычно как фантазёр или пустобрёх. Но почему-то так не оцениваются люди, которые подсчитывают общее число барж Северо-Западного пароходства в начале 1941 г. и на этом основании говорящие о возможностях перевозок на Ладоге.

Во-вторых, сравнение ладожской навигации с американскими перевозками или вообще с любыми перевозками, кроме ладожских не имеет никакого смысла.
Планирование работы флота и оперативное управление им исходит из текущих условий и наличных ресурсов. У американцев, англичан, немцев, негров и условия, и ресурсы другие - больше или меньше - совершенно неважно. Даже сравнение обычной навигации на Волге и, скажем, Лене на предмет объёма перевозок при всей схожести технических средств не имеет смысла без оценки провозной способности флота. А чего стоит такое сравнение, если всё разное: флот, условия навигации, условия и время подготовки?
В-общем, всю эту чушь насчёт сравнений я не собираюсь далее упоминать и, тем более, обсуждать.

Забавно, что Солонин сравнивает ладожские перевозки с воздушным снабжением Берлина, которое было, видимо, вполне успешно, но не пробует сравнить эти перевозки с воздушным снабжением армии Паулюса. Что-то, похоже, в последнем примере ему не очень подошло.

В-третьих, доказательство тезиса солонинцев №3 предполагает умение читать мысли умерших людей. Я предлагаю оставить обсуждение таких утверждений тем людям, кто научившись читать между строк, так и не сумели научиться читать то, что написано в самих строках. Таких людей, к сожалению, очень много, и большей частью это умственно невменяемые люди. Мир им всем.

В-четвёртых, полагаю, что никак нельзя пройти мимо научной честности г. Солонина. В своей статье "Две блокады" (или в книге "Нет блага на войне", 2010 г.) он цитирует строки из книги [2], забывая, впрочем, указать источник, и ставит в цитате недоумённые знаки вопроса. Ответы на его вопросы имеются и их несложно найти в сети. Например, в книге [14]. Но г. Солонин не утрудился такими элементарными розысками, а эти его недоумения имеют вид совершенно беспардонной демагогии, которую всякие недоумки, нашедшие очередное просветление от Солонина, распространяют по сети и дополняют собственным невежественным вздором. Психологическая "напряжённость" вопроса о блокаде Ленинграда у солонинцев находится в противоречии с примитивностью его проработки этими господами, с поверхностными утверждениями, с недопустимой безответственностью.

Постановка проблемы и её предварительное решение

Тем не менее проблема существует. Я сформулирую её ещё раз: насколько полноценно были задействованы имеющиеся на Ладоге возможности. Разумеется, возможности не гипотетические, а реальные.
По-другому говоря, можно ли было спасти Ленинград от голода с помощью водных перевозок в 1941 г.
Для 1942 г. ответ имеется, и он положительный.

Приступая к решению поставленного вопроса, я предполагал, что буду искать разумные объяснения тем или иным проблемам, которые снижали интенсивность ладожских перевозок. Именно насчёт таких объяснений ёрничает в своём опусе знаток речного транспорта Солонин.

Однако в процессе исcледования вопроса оказалось, что теперь моя аргументированная позиция по ладожскому вопросу совершенно иная: на ладожских перевозках флот использовался нормально по меркам мирного времени, а с учётом экстремальных условий перевозок (ладожские шторма, бомбёжки и неподготовленность порта), полагаю, превосходно.

Иначе говоря, речники перевезли почти столько же, сколько смогли бы перевезти без таких экстремальных условий. Ладожские матросы, грузчики, рабочие сумели преодолеть экстремальые условия и обеспечить работу флота, близкую к работе флота в мирное время.

В этом выводе я даже расхожусь с мнением участников перевозок. Их суждения о простоях, штормах и проблемах в организации перевозок я привожу далее в аналитической части (в разд. 15). Однако, как можно будет увидеть, из этих и им подобных суждений следует лишь то, что флот мог работать лучше. Нетрудно видеть, что этот вывод можно применить где угодно, поэтому он не имеет особого смысла. Жизнь вообще несовершенна.



Содержание последующего бреда

Часть I. В преддверии ладожской навигации

1. Краткая история пароходного судоходства на Ладоге
2. Условия плавания на Ладоге
3. Перевозки до начала ладожской навигации
4. Начало снабжения по воде
5. Начало организации новой линии перевозок
6. Строительство порта в бухте Осиновец
7. Порты Новая Ладога и Гостинополье
8. Общая характеристика организации перевозок

Часть II. Хроника перевозок 1941 г.

9. Состав флота на Ладожском озере
10. Навигация до октября
11. Мероприятия по ускорению оборачиваемости
12. Навигация c октября
13. Хроника потерь судов
14. Итоги перевозок

Часть III. Расчёты фантазий и возможностей

15. О слабых местах ладожских перевозок
16. Какие суда плавали на Ладоге
17. Ходовое время состава на линии Новая Ладога-Осиновец
18. Пропускная способность Осиновецкого порта - самый важный вопрос
19. Сколько нужно барж, чтобы максимально загрузить порт Осиновец
20. Истинная причина малого объёма перевозок
21. Пессимистические фантазии

Некоторые технические замечания

Чтобы придти к окончательному выводу, я выполнил некоторое количество работы, которая, как потом оказалось, для этого вывода не понадобилась. Мне жаль терять эту работу, поэтому данный бред стал несколько великоватым.

Я разделил его на три части (физически - на четыре). В первых двух частях я скомпилировал всё, что я нашёл в сети по фактической картине ладожских перевозок 1941 г. Моего текста там почти нет - только цитаты в различном порядке (и картинки, что я делаю весьма нечасто).

На основании этих частей можно получить ясное впечатление о том, что представляли собой эти перевозки. Читая выдержки из разных книжек, легко можно установить лживость или невежественность тех, кто рассуждает о Ладоге. Например, упомянутый выше иерей сел с глубокую лужу со своим мнением об отсутствии запасов в порту Гостинополье.

Вторая часть написана уже мною (кроме раздела 15). В ней я выполняю некоторое количество элементарных расчётов, которым учат на эксплуатационных специальностях водных институтов. Кое-какие факты из первой части очень плотно используются в этих расчётах.
Те, кому интересны окончательные выводы, могут идти сразу в раздел 20 третьей части.

Список книжек, которые я использовал, я привожу ниже, то есть до текста, но это я делаю по техническим причинам - ЖЖ всё же не удобен для больших постов.
В конце абзацев, которые цитируются из источника, я ставил сноску с номером книжки списка. Мои собcтвенные вставки в цитаты я ограничивал скобками [].



Использованные источники

[1] Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. М., 1958. (ссылка)
[2] Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Л., 1975. (ссылка)
[3] Лоция Ладожского озера. (ссылка)
[4] Широкорад А.Б. Северные войны России. М., 2001. (ссылка)
[5] Русаков З.Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. Л.,1989. (ссылка)
[6] Малков В.М., Минеев В.А. По северу — Вологород, 1960. (ссылка)
[7] Пантелеев Ю.А. Полвека на фронте. М., 1974. (ссылка)
[8] Статья "Ладожское озеро" из словаря Брокгауза и Ефрона. (ссылка)
[9] Л. Петрова Три юбилея Ладоги. Газета «Ладога – Сортавала», No38, 20.08.2010г. (ссылка)
[10] Кулиниченко В. (капитан 1 ранга в отставке, ветеран боевых действий). Дорога жизни. (ссылка)
[11] Диспетчерский справочник технических норм по эксплуатации флота пароходств Центральных и Северо-Западных бассейнов. М., 1973.
[12] Чероков В. С. Для тебя, Ленинград! М., 1978. (ссылка)
[13] Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях. М., 1974. (ссылка)
[14] Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. М., 1981. (ссылка)
[15] Официальный сайт Северо-Западного пароходства (ссылка)
[16] Транспорт и связь СССР в цифрах. М., 1936. (ссылка)
[17] Зефиров М. В., Баженов Н. Н., Дегтев Д. М. Цель - корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота. М., 2008. (ссылка)
[18] Пресняков А. В. Над волнами Балтики. М., 1979. (ссылка)
[19] "Сведения о плавучих средствах, находящихся на Ладожском озере". От 22 августа 1941 г.
ЦАМО ф 217 оп. 1221 д. 66 лл 18-19. (ссылка)
[20] Сайт "Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны" (ссылка)
[21] А. Гайдук. Спасательное судно "Сталинец"(ссылка)
[22] Сайт "Речная справочная книжка корабельного инженера Е.Л. Смирнова". (ссылка)
[23] Караваев А. Т. По срочному предписанию. М., 1967 (ссылка)
[24] История отечественного судостроения в 5 томах. СПб, 1996.
[25] Временные правила производства судовых тяговых и скоростных расчётов. М., 1961.
[26] Звонков В.В. Судовые тяговые расчёты. М., 1956.
[27] Всё для Победы (ссылка)
[28] Подвиг Ленинграда бессмертен. СПб., 2004. (ссылка)
[29] Справочник эксплуатационника речного транспорта. М., 1995.
[30] Транспорт и связь СССР (Статистический сборник) М., 1957 (ссылка)
[31] Положение о судо-часовых нормах погрузки и разгрузки грузовых судов Главного управления речного флота при Совете Министров БССР, 1979. (ссылка)
[32] Дмитриев Я. М. Под раскаленным небом. На земле, в небесах и на море. Выпуск одиннадцатый. М., 1989. (ссылка)
[33] Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. (ссылка)
[34] Ирхин А.П. Организация работы флота и портов. М., 1966.


Продолжение следует
Subscribe

  • Меональное

    Попалась на глаза прекрасная фраза Марка Рютте в Euronews отсюда, сказанная им ещё 24.06.2021. Мы поставим венгров на колени, - сказал Марк Рютте.…

  • Меональное

    Ещё один пример недомыслия Вот ТУТ обсуждают аттестат Ленина. Точнее, единственную четвёрку в аттестате - по логике. Вывод грандиозный: " поэтому…

  • Меональное

    Вчера был, оказывается, день памяти Солженицына. Что тут можно сказать? Люди, жившие в СССР, его ещё помнят. Солженицына было хорошо читать в СССР.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Меональное

    Попалась на глаза прекрасная фраза Марка Рютте в Euronews отсюда, сказанная им ещё 24.06.2021. Мы поставим венгров на колени, - сказал Марк Рютте.…

  • Меональное

    Ещё один пример недомыслия Вот ТУТ обсуждают аттестат Ленина. Точнее, единственную четвёрку в аттестате - по логике. Вывод грандиозный: " поэтому…

  • Меональное

    Вчера был, оказывается, день памяти Солженицына. Что тут можно сказать? Люди, жившие в СССР, его ещё помнят. Солженицына было хорошо читать в СССР.…